Стремительное развитие сельскохозяйственной деятельности как ведущего направления политики Советского Союза 60-х годов послужило массовому созданию агротехники. Коллективные сады и теплицы нуждались в поддержке ручного труда механическими средствами. А земельные участки требовали обязательной помощи агротехники. Потому появился представитель семейства – трактор Владимирец, обязанный названием Владимирскому моторно-тракторному заводу. Компактная, маневренная машина невысокого класса тяги пережила создателей, раскрыв потенциал свыше запланированного. Поскольку Т-25 завоевал популярность на территории родины и за рубежом.
Содержание
История создания Т-25
Появлению Владимирца в 1966 году предшествовал трудовой подвиг русского народа, когда в 1943 году в разгар Великой Отечественной войны непомерными усилиями воздвигался тракторный завод во Владимире. Еще больше ресурсов ушло на подготовку сопутствующей инфраструктуры и квалифицированных кадров. Первыми в 1944 году увидели свет модели под названием Универсал У-2. Ближе к концу войны выпуск насчитывал полтысячи машин. А 24 апреля на торжественном митинге праздновалось день рождение завода. Карбюраторные У-2 на металлическом шасси сходили с конвейера последующие 10 лет.
Прорыв в производстве 1955 года ознаменовал установку на новый трактор ДТ-24 дизельного двигателя и колес на резиновых шинах. За следующий год автопарк страны пополнился на 10 тысяч машин. Второй прорыв состоялся в 1958 году, когда был выпущен первый Владимирец. Но это была модель Т-28, завоевавшая золото на мировой брюссельской выставке.
Всего собранно более четверти миллиона агрегатов Т-28. Появление легендарной модели Т-25 связано с перемещением производства в 1972 году с тракторного завода из Харькова на Владимирский. Когда спустя уже год визитная карточка ВТЗ обновленный трактор Владимирец Т-25А вышел из монтировочного цеха. Хотя харьковский образец был выпущен в 1966 году, предшественником и прототипом всех модернизаций считается Владимирец Т-25А, построенный на мощностях ВТЗ в 1973.
Технические характеристики трактора Т-25А
Т-25А, являясь универсальным колесным транспортом, оснащался силовым агрегатом марки Д21А1 и классом тяги 600 кг. Мощь дизеля равна 19 500 Вт или 26,6 лошадиным силам. Трактор имеет восемь передач переднего и 6 заднего хода. Габариты 3,18х1,47х2,47 м при колее от 1,2 до 1,4 м. Вес машины 2,02 т. Расход горючего 223 г/кВт*ч. Частота вращения ВОМ 540 оборотов в минуту. Трактор развивает скорость до 21 км/ч.
Двигатель трактора Т-25
Дизельному двигателю весом в 300 кг присуще водяное охлаждение. Модели на 2, 4 либо 6 цилиндров разрабатывались на ВТЗ. На Т-25 два цилиндра объемом 2,08 л. Двойная система смазки в виде разбрызгивания и подачи под давлением зарекомендовала себя с положительной стороны наравне с ремонтопригодностью и неприхотливостью к ГСМ. Однако производитель оставил рекомендацию о нежелательности длительного холостого хода. Хотя прогретый мотор устойчиво работает при давлении от 1,5 до 3,5 кгс/см2. Движок крепится на трех точках. Передние опоры на полураме, закрепленные резиновыми подушками. Несмотря на эластичность, в качестве заднего крепежа к трактору выступает маховиковый катерный фланец.
Коробка передач трактора Т-25
Трансмиссия на механике состоит из реверса с удвоителем. Количество скоростей составляет 14. За счет них трактор находится в скоростном диапазоне от 1 500 до 21 000 м/час в соответствии с осуществляемой задачей. Поперечные валы подразумевают сухую сцепку на один диск постоянно замкнутого типа. Литая конструкция КПП делится на три составляющие:
- Первичный вал. Он располагается спереди. Дополнен двумя подшипниками в виде шариков с конусовидной шестеренкой. Ее задача – сцеплять управляемые реверсные шестерни.
- Средняя часть. Это промежуточный вал. Здесь располагается шестеренка подвижного типа для 2/4 передач с двойной шестеренкой – для 1/3, 5/6.
- Нижний отдел. Он состоит из привода ВОМ (вала отбора мощности) с узлом пониженных ступеней.
Трансмиссия оснащена блокирующим устройством, установленным на ее крышке. Предназначается для предотвращения внезапного переключения ступеней в силу слабого начатия сцепки. Служит защитой шестеренки от поломки. Помимо этого, корпус трансмиссии оборудуется:
- Задним устройством навески.
- Рукавами тормозов.
- Элементами руля.
Габариты и масса
Весовая категория трактора в 2,05 тонны разрешает использовать плуг и работать на междурядье. Но компактность габаритов 3,18х1,47х2,47 м совместно с маневренностью из-за размера колеи от 1,2 до 1,4 м определяют предназначение машины для эксплуатации на малых площадях. Регулируемый просвет зависит от накладок шин задних колес:
- От 1,1 до 1,5 м (от 9 до 32 дюймов):
- Низкие 45 см.
- Высокие 65 см.
- Основные 58 см.
- От 1,2 до 1,48 м (от 10 до 28 дюймов):
- Низкие 43 см.
- Высокие 64 см.
- Основные 57 см.
Ходовая и управление трактором Т-25А
Владимирец – это заднеприводная машина. Колесная пара изготовлена из обода и дисков из стали. Пониженное давление шин – обязательное условие конструкции, как и герметичная резиновая камера, покрышка и воздушный вентель. Диск к ободу крепится при помощи шести стоек и болтов с одной стороны. А с выпуклой частью за фланец заднего шасси. Именно разворот диска с ободом регулирует колею от 1,2 до 1,5 метра. Протектор елочка идеален для сцепки с грунтом и самоочистки. Производитель регламентирует давление в шинах:
- Полевая работа от 0,8 до 0,9 кгс/см2.
- Транспортные манипуляции от 0,9 до 1,2 кгс/см2.
- Передний мост включает:
- Рулевую трапецию с тягами и рычагами.
- Поворотные кулаки и оси.
- Поперечный балансир и ступицы.
Особенностью балансира стали приливы посередине. Там расположены втулки из каленой стали. Дополнительный механизм из болта стяжки и конуса представляет ось качения моста. За счет этого передняя пара колес копирует неровности дороги вне зависимости от рамы трактора. Верхние приливы балансира, упирающиеся в полураму, созданы для ограничения угла качения. Концовки балансира соединены с кулачками. В них по четыре отверстия. При преставлении штифта по отверстиям колея моста меняется в ширину.
Рулевое управление
Оно состоит из:
- Шасси на передней оси.
- Наклонной колонки.
- Двух конических шестеренок. Они задействуют задний ход с червячным устройством.
Внешне рулевое устройство – это труба с фланцем, приваренным снизу, корпусом сверху. Крепится фланец к рулю четырьмя болтами. Внутри колонки вал. Он вращается за счет радиального шарикового подшипника. Непосредственно руль зафиксирован на валу сверху. В шлицы его зажимает гайка. Червячная шестеренка с рулевым валом внизу соединена с роликовым элементом сошки. Далее, рулевую трапецию переднего моста и сошку на нижнем краю соединяет устройство продольной рулевой тяги. Изготовитель дает рекомендацию по рулевому люфту. Приемлемо значение в промежутке между 15 и 25 градусами. А превышение требует осмотра и замены деталей.
Кабина трактора Т-25А
Вариант операторской определяется комплектацией трактора. Базовая модель оснащается:
- Кабиной из металла.
- Остеклением.
- Отоплением от гидравлических устройств.
- Рулевой с регулированием.
- Регулируемым сиденьем.
Другие модели хоть и предполагали полноценную кабину, но оснащались:
- Каркасом безопасности.
- Тентом.
Классическое расположение педалей управления не лишено особенностей. Педаль тормоза делится на правую с левой. Однако соединяется посредством планки. Слева от сиденья располагается дифференциал, а рядом рычаг трансмиссии с реверсом. Таблица, напоминающая схему смены скоростей, прикреплена на бокс с инструментарием. Для правой руки водителя оборудована рукоять ВОМ с ручной подачей горючей смеси. Там же управление гидросистемой и навесным орудием. Причем главный рычаг имеет 4 позиции:
- Верх.
- Низ.
- Нейтраль.
- Плавающий режим.
Система навесного оборудования
Навес сзади выполняет две задачи – присоединительную и транспортировочную. Классический навес Т-25А трехточечный. Она включает:
- Цепи соединения.
- Тягу по центру.
- Пару продольных тяг. Эти элементы сопряжены одним концом с литыми кронштейнами. А те соединяются с трансмиссией.
Специальные раскосы соединяют рычаги подъема и продольные тяги. А передача силы на рычаги силового цилиндра происходит от вала подъема. Навесы прикрепляются на свободные концы тяг. Важную роль в эксплуатации Владимирца играет гидравлика. Она управляет навеской. В состав гидравлических устройств входят:
- Бак.
- Насос.
- Силовой цилиндр. Нередко их несколько.
- Провод.
- Гидравлический распределитель.
Сердце тракта – шестеренчатый насос. Он обеспечивает давление. Распределяет масло в распределителе золотник. Его положение определяет рабочую полость гидравлического цилиндра, движение поршня в ту либо иную стороны.
Модификации трактора Т-25
- Т-25А2. Использование брезентового тента позволило снизить вес и цену машины. Но зимний период проявил минусы конструкции. Хотя это мало огорчило фермеров, которые эксплуатировали Т-25А2 летом.
- Т-25А3. На первый план вышла безопасность водителя. Конструкция прочного каркаса защищала тракториста при опрокидывании машины. Внешний дизайн также претерпел изменения.
- Т-25К. Проект трактора для работы в междурядье с высокими сельхоз культурами. Если технические характеристики мотора, трансмиссии и навесов остались прежними, то просвет и колея изменились. До 1,5 и до 3,05 м соответственно.
Опыт эксплуатации трактора Т-25А «Владимирец»
В свое время Владимирец эксплуатировался на фермах по разведению скота. Зарекомендовал он себя и в колхозах. А тепличные и садовые площади располагали парком из нескольких машин. Частное фермерство не обходилось без его участия. Но так как частные фермеры массово появились только после распада Советского Союза, большая часть тракторов – это машины, купленные у хозяйств. Причем без официальных бумаг и как металлолом. Дело в том, что Владимирцы грузоподъемностью 0,6 т находились по популярности после МТЗ. Их эксплуатировали либо новички, либо пенсионеры на склоне карьеры. На сегодня восстановить Владимирец советского образца проблематично, поскольку нужны запчасти. А их ассортимент скуден. Трактористы и кустарные мастера, находя выход из положения, устанавливают навеску от МТЗ-80 либо изготавливают самодельную ось под ступицу Т-16. Монтируют топливный фильтр от ДТ-75, а также воздуховод собственного производства. Радует то, что двигатель часто находится в рабочем состоянии. После реанимации трактора его оснащают навесными орудиями:
- Плугом Л-101.
- Культиватором.
- Окучником.
- Навесным дровоколом.
- Фронтальным погрузчиком.
- Бетономешалкой.
- Двухрядным копателем КТН-2Б.
- Почвообрабатывающей фрезой на базе коммунальной щетки.
- Прицепом самосвального типа, изготовленным собственноручно. Нередко на создание такого идут запчасти различной техники от Т-16 и УАЗа до ГАЗа и Волги.
Нередко из-за износа ремонту подвергается топливный насос. Одноплунжерный агрегат НД-21 также меняется на четырехплунжерный от машины Т-40. Характеристики мотора при этом улучшаются. Иногда меняется гидроцилиндр с НШ-10 на НШ-16. Дополнительно переносится гидромагистраль с картера трансмиссии на подрамник и устанавливается дополнительный гидравлический распределитель.
С виду маленький трактор имеет широкий спектр возможностей, реализуя даже больше, чем в него вложено по проекту. Воздушное охлаждение не мешает эксплуатировать устаревшую модель трактора. В Польше даже организован клуб любителей Владимирца. Поскольку туда он поставлялся массово. Цена трактора после апгрейда доходит до 400 тысяч рублей. А неисправный, но годный для восстановления агрегат, продается за 30 тысяч рублей.