История трактора Беларус МТЗ-80 начинается в 1970 году, когда выпуск первого модернизированного прототипа на базе МТЗ-50 и МТЗ-52 ознаменовал стратегическую задачу в сельскохозяйственной сфере страны. А уже в 1974 Минский тракторный завод запустил серийное производство. Переоснащение производственных площадей не сильно коснулось производителей, поскольку унифицирование трактора с предшественниками составило 70%.
Промышленности требовался новый агрегат. Им стал трактор тягового класса 1,4 на 80 лошадиных сил. Хотя конструктив во многом изменился как внешне, так и внутренне. Мощный и производительный двигатель, который по-прежнему устанавливался спереди, уверенно сочетался с внешним обликом в новой кабине с обшивкой. Традиция полурамной компоновки сохранялась и на модификациях МТЗ-80. Колеса спереди установили меньше, а сзади – больше. В течение всего срока испытаний до 1972 года было проверено более 200 навесных орудий и устройств. Это вывело трактор Беларус не только на уровень универсальной машины общего назначения, но и позволило построить на его базе агрегаты с бульдозерными и экскаваторными приспособлениями. Уже в 1975 году вышел гусеничный трактор. А за счет задней сцепки и большой скорости агрегат применялся как буксировщик.
Содержание
Модификации трактора
Завод в Республике Беларусь не остановился на выпуске базового образца. Модификации отличаются по многим показателям:
- Характеристике коробки передач.
- Дизайну.
- Высоте агротехнического просвета.
- Месту крепежа навесок.
- Марке силового агрегата.
За время производства эксперименты над трактором не прекращались:
- МТЗ-80 – это базовый образец, относящийся к универсально-пропашным машинам. От последующих моделей его отличает задний привод и маленькая кабина.
- 1 – на этой модели установлена уже большая операторская.
- 1В – комплектация увеличивается за счет реверсивного редуктора.
- 1Х и 80.1ХМ – иная серия хлопководческих тракторов, у которых одно управляемое колесо. Совместно с узлами бортовых передач осуществлялось увеличение просвета на 65 см. А 80.1ХМ оборудовался мотором Д-240Т на 100 л. с.
- Т-80.1Л – агрегат, предназначавшийся для лесного хозяйства:
- Противопожарных мероприятий.
- Трелевки древесины.
- Восстановления лесной полосы.
- Агрохимии.
Для выполнения этого потребовалось увеличение скоростных показателей транспортировки до 36 км/ч и изменение колес до равной размерности от 530 до 610. Помимо этого силовой агрегат Д-243Л на 60 лошадиных сил был сдвинут вперед.
Технические характеристики
Перечисление параметров невозможно без детальных уточнений. Ведь модели разных лет отличались шинами, кабиной, трансмиссией. Прародитель линейки Беларус – МТЗ-80, закрепивший лидирующие позиции в ассортименте тяжелой техники, удерживает их сегодня. Поэтому описание параметров лучше производить на нем:
- Мотор. Д-240 – собственное изобретение Минского завода. Дизель типа 4Ч11/12,5 на четыре цилиндра получил полуразделенную камеру сгорания в поршне, систему охлаждения. А в некоторых вариантах предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. В оригинальной модели мощность составляла 75 лошадиных сил/55 160 Вт, но после доработки она поднялась до 80 лошадиных сил/59 250 Вт. И это при объеме в 4,75 литра. Отличительной чертой стал пускач – пусковой мотор ПД-10 на десять лошадиных сил. В механизм питания трактора входит:
- Бак на 130 литров.
- Фильтры разной степени очистки.
- Топливоподающие насосы различного давления.
- Магистрали.
- Форсунки для подачи горючей смеси.
При диаметре цилиндра в 11 см поршневой ход составляет 12,5 см. Предельные показатели тахометра 2 200 оборотов в минуту. Максимальная мощность диктует расход топлива в 242 г/кВт*ч.
- Трансмиссия. Девятиступенчатая механическая коробка оснащается двумя диапазонами за счет понижающего редуктора. Это допускает перемещение передом в диапазоне восемнадцати скоростей либо четырех задом. Однодисковая замкнутая муфта отвечает за сцепление. Гидравлика в управлении, присущая поздним машинам, отсутствует. МТЗ-80 оснащен механической педалью и антиблокировочным дифференциалом. Режим переключается на панели. Скоростная градация составляет от 1,89 до 33,4 км/ч.
- Тормоза. Они представлены комплексом:
- Рабочий. Остановка либо замедление трактора.
- Вспомогательный. Поддерживает постоянную скорость на уклонной дороге.
- Стояночный. Отвечает за устойчивость на крутых участках дороги.
- Запасной. Срабатывает на случай отказа предыдущих тормозов.
Управляются тормоза механическим приводом. Но прицепной механизм затормаживается пневматикой.
- Гидравлическая система. Это раздельно-агрегатная схема с шестеренчатым насосом НШ-32. В действие его приводит привод мотора. К устройствам гидравлики также относятся:
- Гидрораспределитель на три секции.
- Гидроцилиндр.
- Вал отбора мощности, или ВОМ.
Первый оснащен золотниковым клапаном. А посредством гидроцилиндра управляется навесное оборудование. ВОМ имеет свои характеристики:
- Вращается при независимом типе с частотой 540 оборотов/минуту.
- При синхронизации – 1 010 оборотов/минуту.
Давление насоса в гидравлике соответствует 16 МПа. Хотя производительность узла выше – 45 МПа.
- Ходовая часть. Задний привод и жесткая подвеска составляют основу. Балансирный передний мост выполнен полужестким вариантом подвески. Отличительная черта задних колес – это бесступенчатая регулировка колеи за счет клеммовых соединений. Но передние колеса подвергаются регулировке с шагом в 10 см. Облегчение передней рулевой оси при управлении достигается гидроприводом руля.
- Весовые и габаритные параметры:
- Габариты 3,84х1,97х2,78 м.
- Длина базы 2,37 м.
- Радиус разворота 3,8 м.
- Клиренс 0,46 м.
- Полная масса 6,3 т.
- Снаряженная масса 3,5 т.
Популярные модели
Самая популярная модель трактора Беларус – это МТЗ-80.1. Поскольку в отличие от 80-й модели стала оснащаться просторной кабиной. Но разработчики пошли дальше, выпустив версию МТЗ-82.1, которая стремительно набрала популярность. Дело в том, что до модели 82.1 тяга тракторов реализовывалась за счет заднего привода. Но 82.1 оснащается колесной формулой 4х4, то есть полным приводом. Если 80.1 был незаменим в свое время в сельском хозяйстве, то 82.1 зарекомендовал себя в погрузочных и разгрузочных мероприятиях. К прочим усовершенствованиям востребованного 82.1 относится установка движка Д-243 и возможность опционального выбора навески.
Особенности эксплуатации
МТЗ-80 не остался сельскохозяйственной моделью. Ведь вскоре в силу технических особенностей потребность в машине возникла в смежных сферах деятельности. После лесопромышленной версии вышла модель на гусеницах. Ей под силу давались слабонесущие грунты и труднопроходимые условия. Далее, последовал выпуск бульдозерного оснащения базы трактора Беларус. Потрясающая ремонтопригодность семейства агрегатов Беларус и навесного оборудования сразу была отмечена профессионалами. Ведь неисправности чинились непосредственно на месте работы. А запасные части и ГСМ до сих пор отличаются доступностью. Двигатель остается неприхотливым в использовании и создает минимум проблем. Основной ремонт сосредоточен вокруг трансмиссии. Но многолетний опыт эксплуатации, раскрывший слабые стороны, предоставит ответ на любой вопрос. Поэтому ремонт труда не составит. Это объясняет популярность в Советском Союзе. Сегодня цена на новый МТЗ-80 стартует от 950 тысяч рублей. Бывший в употреблении агрегат стоит дешевле.
В свое время строительство с коммунальным хозяйством не обходилось без трактора Беларус МТЗ-80. Он заслужил репутацию в качестве надежного транспортировщика и крепкого буксировщика. Универсальность трактора в полной мере проявилась за счет мощности, производительности, неприхотливости в уходе. На сегодня доработки трактора не прекращаются.