Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б: технические характеристики, модельный ряд

Комбайн Дон 1500Б: технические характеристики, модификации модели

Комбайн Дон-1500Б – это передовая сельхозтехника, занимающая лидирующие позиции на рынке двадцать лет и ушедшая на пенсию в 2006 году. Хотя транспорт, произведенный знаменитой фирмой Ростсельмаш, еще можно встретить на полях. Что собой представляет эта машина, чем обусловлена её популярность?

Комбайн ДОН 1500 Б
Комбайн ДОН 1500 Б

История создания комбайна Дон-1500Б

Выпускается техника под известным брендом Ростсельмаш, специализирующимся предприятием на выпуске комбайнов для уборки зерна с кормом, энергонасыщенных тракторов, прицепного и навесного сельхоз оборудования. На сегодня список продукции, поставляемой на рынок под этой маркой, включает свыше ста пятидесяти модификаций и двадцати четырех видов машин. Доля российского рынка, занимаемая предприятием, составляет более 65%. Зарубежного рынка – 21%.

Состоит компания из тринадцати фирм, раскиданных по миру. А трудовой состав здесь превышает одиннадцать тысяч человек. Построены первые пять цехов за три года начиная с 1926 года и заканчивая 1929. В 1930 году испытан первый комбайн Ростсельмаша под названием Колхоз, после чего комбайностроение стало основной специализацией предприятия. В связи с этими обстоятельствами на следующий год построен еще один цех с площадью в четыре гектара и планом по производству в десять тысяч единиц техники за год. Модернизированная техника Колхоз в 1932 году, названная Сталинцем-1, в 1937 начала поставляться за границу. А в 1940 количество произведенной техники составило пятьдесят тысяч единиц. В военное время в 1941 перед захватом Ростова оборудование Ростсельмаша перевезено в город Ташкент. При сдаче Ростова в 1943 немцы оставили на месте завода руины, хотя на десятый день после этого здесь уже работало тридцать три станка. А к 1947 цеха практически восстановили, а мир познакомился с модернизированным комбайном под названием Сталинец-6. В конце пятидесятых завод освоил выпуск самоходной техники СК-3, а в 1962 ее модернизировали в СК-4. В семидесятых завод переоборудовали. Тогда он наладил выпуск линейки сельхозтехники СК НИВА. В 1984 число изготовленной здесь техники уже составило два миллиона. А спустя два года, на рынок поставили Дон-1500Б.

Читайте также:  Комбайн Нива: модельный ряд, технические характеристики

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

  • Ширина подборщика составляет 3400мм.
  • Ширина захвата жатки – 6000, 7000, 8600мм.
  • Размеры молотильного барабана (длина х ширина х диаметр) – 1485х1500х800мм.
  • Высота агротехнического просвета – 39см.
  • Ведущая колесная колея – 2800мм.
  • Управляемая – 2900мм.
  • Вес техники, оборудованной шести метровой жаткой с копнителем – 13,44т.
  • Объем зернового бункера – 6м3.
  • Первая рабочая скорость – 5км/час.
  • Вторая – 10км/час.
  • Скорость транспортировки –20км/час.
  • Зерновая производительность техники с капотом – 13300кг/час.
  • С копнителем – 11500кг/час.
  • Производительность шнека для выгрузки – 2500кг/мин.

Двигатель

Машина оснащена восьмицилиндровым дизелем ЯМЗ-238ак из Ярославля. Продукты этой компании – это символ надежности с качеством. 238ак – четырехтактный мотор без надува, с непосредственным топливным впрыском, охлаждением жидкостью, воспламенением при сжатии, механической регуляцией оборотов. Оснащается устройством отбора мощности. Он создан специально для этой техники, но выпускается и пользуется спросом по сегодняшний день. Его параметры:

  • Крутящий момент – 932Нм.
  • Масса – 1,25т.
  • Вращение – 2000об./мин.
  • Топливное потребление – 162г/л. с. ч.
  • Мощность – 173000Втили235лошадиныхсил.

Коробка передач

Модель 1500Б оснащена трансмиссией диапазонов скоростей с гидроприводом, которая допускает разгон при транспортировке до двадцати километров в час и до десяти во время уборки. Имеет три режима:

  1. Перемещение с порожним бункером.
  2. Уборка на территории с четырех градусным уклоном. Допускается меньший угол.
  3. Уборка с восьми градусным уклоном территории.

Размещена коробка передач на ведущей оси, состоит из разборного корпуса и первичных со вторичными подшипниковыми валами. Переключаются передачи посредством зубчатых подвижных колес, которые располагаются на валах.

Трансмиссия и ходовая

Шасси включает две оси: ведущую и ведомую. Первая предполагает диапазонную и бортовую редукторную коробки с  балкой. Второй элемент закреплен к третьему фланцевым соединением. Причем возможны два варианта крепежа, позволяющие устанавливать шасси разного размера без изменения высоты техники. Задача редукторов – передача кручения от трансмиссии к колесам и увеличивать его. Они получают крутящий момент через полуоси, соединенные с редукторными валами посредством втулок. Помимо этого, бортовые редукторы оборудованы дисковыми тормозами с раздельным гидравлическим приводом, задача которых – направление тормозных усилий к валу базовой оси. Управляемый мост подразумевает трубчатой оси переменного сечения с несущей балкой, которая соединена с молотильной рамой посредством подшипников скольжения. А колеса крепятся к ступичному фланцу посредством болтового соединения, включают сваренные обод и штампованный диск. Поверх их располагается шина с протектором самоочистки, позволяющая проходить транспорту на разных типах грунта.

Читайте также:  Кормоуборочный комбайн: виды, технические характеристики

Рулевое управление

Ведущий мост располагается сзади. Он называется осью управляемых колес. Колеса соединены звеньевой рулевой трапецией, оснащенной шарнирами в виде сферических подшипников с уплотненными манжетами и масленками, поворачиваются гидравликой. Она включает гидропривод, гидрораспределитель, гидронасос, гидравлические цилиндры. Торцы моста оборудованы кронштейнами с кулаками. Они соединены со ступицей колес посредством конических роликовых подшипников.

Кабина трактора

Водительская хорошо остеклена, вместительна, оснащена отцентрированным рабочим местом, шумоизоляцией, вентиляцией. Рулевая колонка регулируется по высоте на 100 мм и наклоняется до 30 градусов. Операторское кресло подпружинено и регулируется по весу водителя. Правее от сиденья по направлению движения расположены два рычага:

  1. Коробки передач.
  2. Выбор направления: прямо или обратный. Он оборудован кнопками управления мотовилом с жаткой.

Там же оборудована панель управления оборудованием машины. Базовая ее составляющая – автоматическая контрольная система, или АСК, предназначенная для отслеживания функционирования мотора, гидравлики, рабочего оборудования и полноты бункера. А неисправности сопровождаются сигналами света либо звука.

Система гидравлики

Она включает три составляющие:

  1. Рулевую.
  2. Базовую.
  3. Приводную гидравлику.

О рулевой и приводной сообщено ранее, поэтому здесь рассмотрена основная гидросистема. Она оснащена секционными распределителями с мускульным и электрогидравлическим контролем над золотниками навесного оборудования. Отвечает за повороты техники, привод выгрузного механизма, доступ к накопителю, управление барабаном и бункером, контроль над мотовилом и жаткой. Давление в гидросистеме создается при перекрытии потока гидроклапаном во время питания реле. Вторая функция гидроклапана – воздействие на золотник и временное открытие магистрали выбранного потребителя.

Жатка

Оснащена длинным шнеком, равным 59 см. Крепится к молотилке посредством наклонной камеры и шарниров с пружинами. Состоит из приводных устройств: уравновешивания и резки, делителей, мотовила, шнека. Спереди оборудована повторителем рельефа. Он имеет четыре положения для разных условий работы. Резка выполняется со сдвоенными или с открытыми пальцами. А мотовилом управляют посредством боковых гидроцилиндров. Наклоняются грабли мотовила самостоятельно.

Читайте также:  Комбайн Енисей: модельный ряд, технические характеристики

Модификации комбайна Дон-1500

Линейка комбайнерской техники Дон-1500 включает два варианта: Дон-1500А и 1500Б. Второй вариант – это усовершенствованный последователь первого. От предка он отличается:

  • Мощным треугольным дизелем ЯМЗ-238ак, состоящим из восьми цилиндров и обладающим мощностью в 235 лошадиных сил. Когда на Дон-1500 А устанавливали шести цилиндровый рядный СМД-31 А с наддувом и мощностью в 225 лошадиных сил.
  • Производительным шнеком.
  • Усовершенствованным устройством резки с открытыми пальцами.
  • Наличием реверса на приводе жатки.
  • Двумя люками камнеуловителей, когда на предыдущей модели он был один.
  • Повышеннойпроизводительностьюна20%.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

Достоинства комбайнеров:

  • Проходимость по любому типу местности, обусловленная широким высоко протекторным шасси.
  • Производительный мотор ЯМЗ.
  • Молотильное устройство с объемным барабаном, позволяющее перерабатывать длинные и сырые травы.
  • Трех размерная жатка с рельефным копиром.
  • Вместительный зерновой бункер.
  • Множество дилеров компании Ростсельмаш, что обуславливает доступность запасных частей и ремонтопригодность агрегата.
  • Высокая производительность.

Недочеты:

  • Душная операторская кабина, редко укомплектованная кондиционером и близко расположенная к силовой установке.
  • Сдача параметров надежности и сроков службы комбайна Дон-1500 Б импортной технике.

Что касается отзывов, то в основе они положительны. Клиенты Ростсельмаша предпочли бы эту марку другим и при следующих покупках, не концентрируясь на недостатках машин. Они сообщают, что качество и характеристики соответствуют заявленным.

Особенности покупки комбайна Дон-1500Б б/у

При покупке сельскохозяйственной техники важно разбираться в ее эксплуатационных параметрах. Если опыта нет, то следует на сделку пригласить профессионала. При осмотре машины внимание уделяется двигателю, подрамнику, крепежу наклонной камеры, наличию или отсутствию трещин. После этого осматривают на износ барабан, шкивы, элеваторы, валы. Напоследок открывают боковые щиты, осматривают решетный стан, проверяют на подтеки гидравлику.
Стоимость за комбайн Дон-1500Б изменяется от 700 000 до 1 500 000 российских рублей, хотя находят и дешевле. Но чем ниже цена – тем больше вложений при обслуживании и реставрации техники в дальнейшем.

Ссылка на основную публикацию
Читайте ранее:
Трактор Т-40
Трактор Т-40: устройство и технические характеристики

С 1961 по 1995 года из производственного цеха тракторного завода в Липецке выпущено больше одного миллиона машин Т-40. Сороковка –...

Закрыть