Мотоблок МТЗ-05: устройство, назначение и технические характеристики

Мотоблок МТЗ-05: устройство и технические характеристики

1978 год на минском заводе по производству тракторных машин ознаменован началом изготовления и поставки на рынок мотоблока МТЗ-05. Очень интересно, что термин мотоблок начал применяться в советском союзе социалистических республик только спустя пару лет после этого. Ранее такая сельскохозяйственная техника называлась пешеходным трактором, а в странах Европы фрезой для почвы. Конструкторы МТЗ смогли спроектировать и изготовить удачный образец малой сельскохозяйственной машины по универсальным данным и многофункциональности. Потому этот агрегат стал прототипом для последующих модификаций, прародителем современных мотоблоков Беларус МТЗ-09-Н.

Мотоблоки МТЗ
Мотоблоки МТЗ

Об истории мотоблока «МТЗ-05»

1978 год на минском заводе по производству тракторной техники обвенчался запуском пяти новинок сельскохозяйственной техники с малыми размерами. Это четырехколесный мини-трактор МТЗ-082 с двенадцатью силами и двухколесные моторные блоки с мощностью в пять, шесть, восемь, двенадцать лошадиных сил. Все образцы выпускались серийно.

Наиболее популярным стал мотоблок МТЗ-05, выпускаемый до 1992 года. Затем его заменили на последователя с мощным, экономичным силовым агрегатом МТЗ-09Н. Вместе с заводом из города Минска в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века механизированные блоки этой марки изготавливались на САЗ (Сморгонском агрегатном заводе), расположенном в городе Сморгоне Гроненской области. За это время выпущен не один десяток моторных блоков МТЗ-05, нашедших владельцев на территории СССР и за пределами ее.

Назначение мотоблока «МТЗ-05» в хозяйстве и его отличительные особенности

При проектировании конструкторы старались изготовить агротехнику для эксплуатации при возделывании почвы в местах, недоступных даже трактору с малыми габаритами. Точнее, для приусадебного хозяйства, придомовых территорий, пришкольных зон, внутри тепличных построек, на садовых, парковых или огородных участках. Ему под силу выполнение задач вроде:

  • Возделывания неплотного грунта.
  • Боронования земли.
  • Или культивации ее.
  • Окучивания междурядья.
  • Прокопки почвы.
  • Рыхления овощей.
  • Выкапывания картофеля.
  • Скоски травянистых.
  • Транспорта материалов массой до полутонны.
  • Работы на одном месте с ВОМ (валом отбора мощности).
Читайте также:  Мотоблок Салют: модельный ряд, преимущества в сравнении с другими брендами

МТЗ-05 предназначался для эксплуатации на различных территориях с любыми сельскохозяйственными культурами. Это обусловлено особенностями его конструкции. Сильная сторона агротехнической машины – это изменяемость колеи между семьюдесятью, шестьюдесятью и сорока двумя с половиной сантиметрами в зависимости от ширины междурядий на огороде либо поле. Кроме этого, механизированный блок обладает оригинальной конструкцией:

  • Он не оборудован рамой.
  • А его корпус собран из элементов трансмиссии.
  • Двухколесная ось оснащена рулевой штангой с реверсом, способной активно поворачиваться в разные стороны. Это позволяет оператору находиться не позади устройства, а рядом с ним, облегчая работу.
  • Удобная откидывающаяся подножка, находящаяся спереди под мотором.
  • Общая масса мотоблока составляет сто тридцать пять килограмм без навесных приспособлений. А это больше, чем у среднестатических машин. Масса позволяет агрегату не зарываться в землю при работе.

Эти достоинства позволяют использовать механизированные блоки при обработке разнообразных растений без нанесения вреда им и корневым системам.

Устройство и принцип работы мотоблока «МТЗ-05»

Базовые узлы и элементы классического механизированного блока от минского завода включают:

  • Силовую установку.
  • Ходовую часть.
  • Трансмиссионную коробку.
  • Органы управления.
  • Механизм агрегатирования.
  • Прицепные агрегаты.

Мотор крепится вместе с муфтовым корпусом сцепки. За ним располагается устройство передачи силовых усилий, отвечающее за включение муфты сцепления. А также трансмиссия, передачи: конечные с передней, ВОМ, шестеренчатый дифференциал блокирования. Шасси закреплены на фланцы конечных передач, оснащены пневматическими шинами низкого давления 5,90-13C либо 6L-12 (по сегодняшним стандартам).

Колея машины переменна и изменяется в зависимости от колесной перестановки. Бак под топливо вмещает пять литров, располагается впереди агрегата и сверху, возле рулевой. Задача МТЗ-05 заключается в передаче силовым агрегатом крутящего момента распределительному валу. Он проводит это посредством сцепления с коробкой передач. Распределительный вал отвечает за привод в действие насадки для рабочих приспособлений: плугов-фрез, окучников, картофелекопалок, борон, разрыхлителей, косилок и других.

Читайте также:  Какой мотоблок лучше купить

Двигатель мотоблока «МТЗ-05»

Это УД-15 завода под названием Ульяновский двигатель. Подразумевает четыре такта с бензиновым питанием. Вмещает до двух с половиной метров кубических. Его мощность составляет пять лошадиных сил или 3 700 Вт. По сути, двигатель карбюраторный с охлаждением воздухом, сверху расположенными клапанами. Вращающий момент ровняется пятидесяти оборотам/секунду. В советское время изготавливался ульяновским предприятием, специализирующимся на моторах, с 1967 года.

Силовая установка обладает простой конструкцией. Ее отличительная черта – это ремонтопригодность с неприхотливостью. Она адаптирована для непрерывной длительной работы в экстремальных условиях, но без потери мощности. УД-15 устойчив к перепадам температур: плюсовым или минусовым, долговременной эксплуатации под тяжелой нагрузкой. Интересно, что он сходен с импортными двигателями современного производства с мощностью в девять лошадей. Это обусловлено тем, что Советский союз в ТТХ силового агрегата указывал стабильную мощность, а зарубежные производители отмечают максимальное значение за небольшой временной промежуток.

Технические характеристики

  • Тяговый класс агротехники – 0,1.
  • Габариты – 1,8х0,85х1,07 метра.
  • Масса без навески – 0,135 тонны.
  • Клиренс – 0,3 метра.
  • Скорость работы машины – 2 150 метров/час.
  • Транспортная скорость – 10 000 метров/час.
  • Вместительность бака для топлива – 0,005 кубометра.
  • Расход топливного запаса – 0,35 литров/час.
  • Маховая частота вращения – 1 000 оборотов/минуту.

МТЗ-05 оснащен:

  • Многодисковым сцеплением.
  • Фрикционной муфтой сцепки.
  • Масляной ванночкой.
  • Ручным управлением.
  • Механической ступенчатой трансмиссией с шестью скоростями: четыре вперед, пара назад.
  • Дифференциалом с межколесной блокировкой.
  • Зависимым ВОМ.

Навесное оборудование

Навесные приспособления представлен:

  • Окучником.
  • Косилкой.
  • Однокорпусным плугом.
  • Культиватором.
  • Бороной.
  • Снегоуборщиком.
  • Или полуприцепом, рассчитанным на массу до полутонны.

Эти элементы сочленяются с сельскохозяйственным агрегатом посредством узла навески. А предназначаются они для расширения возможностей моторного блока. Выбираются в соответствии с поставленными задачами. Практически все составляющие навесного оборудования приобретаются отдельно, в индивидуальном порядке.

Читайте также:  Какой мотоблок лучше купить

МТЗ-05 сегодня не выпускают, но на просторах интернета можно найти множество объявлений о продаже образцов бывшего употребления. Стоит такая агротехника, выпущенная в восьмидесятых–девяностых, порядка двадцати пяти или пятидесяти российских рублей. Эти бывшие в употреблении агрегаты, как правило, продаются в полной комплектации, с навесными приспособлениями и набором дополнительных запчастей. Новые образцы потребуют покупки этого отдельно. В целом моторный блок МТЗ-05 – это величайшее достояние минского завода по производству тракторов и сельскохозяйственной деятельности в России.

 

Ссылка на основную публикацию