1978 год на минском заводе по производству тракторных машин ознаменован началом изготовления и поставки на рынок мотоблока МТЗ-05. Очень интересно, что термин мотоблок начал применяться в советском союзе социалистических республик только спустя пару лет после этого. Ранее такая сельскохозяйственная техника называлась пешеходным трактором, а в странах Европы фрезой для почвы. Конструкторы МТЗ смогли спроектировать и изготовить удачный образец малой сельскохозяйственной машины по универсальным данным и многофункциональности. Потому этот агрегат стал прототипом для последующих модификаций, прародителем современных мотоблоков Беларус МТЗ-09-Н.
Содержание
Об истории мотоблока «МТЗ-05»
1978 год на минском заводе по производству тракторной техники обвенчался запуском пяти новинок сельскохозяйственной техники с малыми размерами. Это четырехколесный мини-трактор МТЗ-082 с двенадцатью силами и двухколесные моторные блоки с мощностью в пять, шесть, восемь, двенадцать лошадиных сил. Все образцы выпускались серийно.
Наиболее популярным стал мотоблок МТЗ-05, выпускаемый до 1992 года. Затем его заменили на последователя с мощным, экономичным силовым агрегатом МТЗ-09Н. Вместе с заводом из города Минска в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века механизированные блоки этой марки изготавливались на САЗ (Сморгонском агрегатном заводе), расположенном в городе Сморгоне Гроненской области. За это время выпущен не один десяток моторных блоков МТЗ-05, нашедших владельцев на территории СССР и за пределами ее.
Назначение мотоблока «МТЗ-05» в хозяйстве и его отличительные особенности
При проектировании конструкторы старались изготовить агротехнику для эксплуатации при возделывании почвы в местах, недоступных даже трактору с малыми габаритами. Точнее, для приусадебного хозяйства, придомовых территорий, пришкольных зон, внутри тепличных построек, на садовых, парковых или огородных участках. Ему под силу выполнение задач вроде:
- Возделывания неплотного грунта.
- Боронования земли.
- Или культивации ее.
- Окучивания междурядья.
- Прокопки почвы.
- Рыхления овощей.
- Выкапывания картофеля.
- Скоски травянистых.
- Транспорта материалов массой до полутонны.
- Работы на одном месте с ВОМ (валом отбора мощности).
МТЗ-05 предназначался для эксплуатации на различных территориях с любыми сельскохозяйственными культурами. Это обусловлено особенностями его конструкции. Сильная сторона агротехнической машины – это изменяемость колеи между семьюдесятью, шестьюдесятью и сорока двумя с половиной сантиметрами в зависимости от ширины междурядий на огороде либо поле. Кроме этого, механизированный блок обладает оригинальной конструкцией:
- Он не оборудован рамой.
- А его корпус собран из элементов трансмиссии.
- Двухколесная ось оснащена рулевой штангой с реверсом, способной активно поворачиваться в разные стороны. Это позволяет оператору находиться не позади устройства, а рядом с ним, облегчая работу.
- Удобная откидывающаяся подножка, находящаяся спереди под мотором.
- Общая масса мотоблока составляет сто тридцать пять килограмм без навесных приспособлений. А это больше, чем у среднестатических машин. Масса позволяет агрегату не зарываться в землю при работе.
Эти достоинства позволяют использовать механизированные блоки при обработке разнообразных растений без нанесения вреда им и корневым системам.
Устройство и принцип работы мотоблока «МТЗ-05»
Базовые узлы и элементы классического механизированного блока от минского завода включают:
- Силовую установку.
- Ходовую часть.
- Трансмиссионную коробку.
- Органы управления.
- Механизм агрегатирования.
- Прицепные агрегаты.
Мотор крепится вместе с муфтовым корпусом сцепки. За ним располагается устройство передачи силовых усилий, отвечающее за включение муфты сцепления. А также трансмиссия, передачи: конечные с передней, ВОМ, шестеренчатый дифференциал блокирования. Шасси закреплены на фланцы конечных передач, оснащены пневматическими шинами низкого давления 5,90-13C либо 6L-12 (по сегодняшним стандартам).
Колея машины переменна и изменяется в зависимости от колесной перестановки. Бак под топливо вмещает пять литров, располагается впереди агрегата и сверху, возле рулевой. Задача МТЗ-05 заключается в передаче силовым агрегатом крутящего момента распределительному валу. Он проводит это посредством сцепления с коробкой передач. Распределительный вал отвечает за привод в действие насадки для рабочих приспособлений: плугов-фрез, окучников, картофелекопалок, борон, разрыхлителей, косилок и других.
Двигатель мотоблока «МТЗ-05»
Это УД-15 завода под названием Ульяновский двигатель. Подразумевает четыре такта с бензиновым питанием. Вмещает до двух с половиной метров кубических. Его мощность составляет пять лошадиных сил или 3 700 Вт. По сути, двигатель карбюраторный с охлаждением воздухом, сверху расположенными клапанами. Вращающий момент ровняется пятидесяти оборотам/секунду. В советское время изготавливался ульяновским предприятием, специализирующимся на моторах, с 1967 года.
Силовая установка обладает простой конструкцией. Ее отличительная черта – это ремонтопригодность с неприхотливостью. Она адаптирована для непрерывной длительной работы в экстремальных условиях, но без потери мощности. УД-15 устойчив к перепадам температур: плюсовым или минусовым, долговременной эксплуатации под тяжелой нагрузкой. Интересно, что он сходен с импортными двигателями современного производства с мощностью в девять лошадей. Это обусловлено тем, что Советский союз в ТТХ силового агрегата указывал стабильную мощность, а зарубежные производители отмечают максимальное значение за небольшой временной промежуток.
Технические характеристики
- Тяговый класс агротехники – 0,1.
- Габариты – 1,8х0,85х1,07 метра.
- Масса без навески – 0,135 тонны.
- Клиренс – 0,3 метра.
- Скорость работы машины – 2 150 метров/час.
- Транспортная скорость – 10 000 метров/час.
- Вместительность бака для топлива – 0,005 кубометра.
- Расход топливного запаса – 0,35 литров/час.
- Маховая частота вращения – 1 000 оборотов/минуту.
МТЗ-05 оснащен:
- Многодисковым сцеплением.
- Фрикционной муфтой сцепки.
- Масляной ванночкой.
- Ручным управлением.
- Механической ступенчатой трансмиссией с шестью скоростями: четыре вперед, пара назад.
- Дифференциалом с межколесной блокировкой.
- Зависимым ВОМ.
Навесное оборудование
Навесные приспособления представлен:
- Окучником.
- Косилкой.
- Однокорпусным плугом.
- Культиватором.
- Бороной.
- Снегоуборщиком.
- Или полуприцепом, рассчитанным на массу до полутонны.
Эти элементы сочленяются с сельскохозяйственным агрегатом посредством узла навески. А предназначаются они для расширения возможностей моторного блока. Выбираются в соответствии с поставленными задачами. Практически все составляющие навесного оборудования приобретаются отдельно, в индивидуальном порядке.
МТЗ-05 сегодня не выпускают, но на просторах интернета можно найти множество объявлений о продаже образцов бывшего употребления. Стоит такая агротехника, выпущенная в восьмидесятых–девяностых, порядка двадцати пяти или пятидесяти российских рублей. Эти бывшие в употреблении агрегаты, как правило, продаются в полной комплектации, с навесными приспособлениями и набором дополнительных запчастей. Новые образцы потребуют покупки этого отдельно. В целом моторный блок МТЗ-05 – это величайшее достояние минского завода по производству тракторов и сельскохозяйственной деятельности в России.